В общем, я хоть и самый «неигровый» перс наравне с Лейзом вышел, но всё равно оставлю РАЗВЁРНУТЫЕ впечатления от игры 8)
О первом дне даже говорить особо не буду ^^ По правде, был даже не столько расстроен, сколько сбит с толку — да как же так? Ну да ладно. Первый день aka попытка въехать в ГМский стиль и обкатка правил — всегда один из самых интересных моментов в игре (так же приятно, как располагаться в отеле в самом начале отпуска и рисовать на свеженькой карте маршруты). Тем более, когда этот самый стиль действительно оригинален. А я даже сравнить его ни с чем не мог — в играх куронека я участия вроде не принимал, а соГМство — далеко не то же самое, что непосредственное участие в игре наравне со всеми. Даже если, казалось бы, знаешь «кухню» изнутри во всех подробностях — позиция не та.
Удивило, что во второй день ко всему такому подозрительному Рею в итоге только Алиша и пошла
Даже замутивший воду Кайто в итоге наведался, внезапно, к Аттакеру, к которому в итоге вообще непонятно почему пришло даже больше народа. (А я так боялся, что Рея в эту ночь заблочат. Вышло же совсем неожиданно: напали на защиту. Хотя на самом деле вышло совсем-пресовсем неожиданно: очень нехорошо рандом сыграл с абилкой неблокируемости. Сижу тут в шоке).
Читаю третью ночь и всё больше убеждаюсь, что, во-первых, нам просто дико не везло ^^ Алиша проверила обоих живых мафов! Причём один раз могла адски спалить прямо до смерти! Кайто тоже обоих поблокал, но в обратной последовательности! Маньяк помогает городу! АААаааааа! И что, во-вторых, больше всего восхохотамши в игре — сам Великий Рандом и подопечный его, ГМ собственной персоной. Одна только цепочка убийств-личек чего стоит.
Отдельно о крышевании Рея от Уоррива и почему мы не написали, что его блокировали. Блок может быть и от города. А убийства в ту ночь не было. Рей и так был под подозрением, а блок+нехватка убийств — гарантированная петля. В то же время, лишение голоса есть только у мафов, которым явно не до хитрых планов а-ля «лишу-ка я голоса своего, чтобы при случае слить голосование, но зато защищу его от возможной проверки аж целого Уоррива». Отмазка была практически стопроцентной. Одновременно показывалось, что Элзикс, который лишает голоса, жив, что очень удачно ложилось на неверно трактуемые убийства — в итоге получалась эпичнейшая деза. Не помню, чья это была идея сказать про лишение голоса — Рея или Аттакера, — но это было одно из лучших наших решений за всю игру имхо. Только с Уорривом вышел косяк — но какова была вероятность, что мы укажем именно Уоррива, и что к нему в эту ночь никто-никто не приходил?! Ну вот и…
События знаменательного дня сложно описать ^^ Сидел и читал онлайн эту жесть и, не выходя в скайп, захламлял личку Рею потоками сознания (в частности, это я сказал Рею, что Кайто уже вздёрнули, и отсюда мб и пошла его ошибка, будто бы он сделал не решающий голос, а «для надёжности»). Честно, до сих пор не совсем понимаю, что же именно там произошло. В смысле, паника перед третьим ННВ через несколько часов — это ладно, но за логикой города уследить вообще не мог. Но точно было очень красиво. Очень удивился, как Хель в итоге «вышел» на Рея. То есть вышло так: сначала ВСЕ городские повесили, а потом ВСЕ, по очереди, оправдывались за свой голос. Как так — без понятия
В общем, кругом голова, и с этого времени я стал писать в мафчат меньше. Только кидал некоторые удачные на мой взгляд идеи. В частности, была мысль, чтобы Рей первым «вспомнил» в теме, что мафы могут подделывать данные Уоррива, и таким образом обелить Рея (мол, «буду я сам себя хоронить, обращая на это ваше, дорогие протауны, внимание? Вы лучше к притихшему Нери присмотритесь! Его-де аж
заблокировали!»). До сих пор задаюсь вопросом, как пошла бы игра в таком случае.
Последняя ночь была прекрасна. У нас был тайный план: маньяк убьёт (надеялись, что не нас), мы убьём и получим личку (двойное убийство на следующую ночь). Останутся Рей, маньяк и два чижа. Вешаем маньяка, на которого уже был железобетонный компромат. ДАБЛКИЛЛ! — и к утру Рей остаётся в гордом одиночестве. Ну или, если днём ННВ, 1 на 1 с маньяком, хотя бы красиво. В общем, главным бременем был неуязвимый для нас маньяк, для которого мы были ой как уязвимы. Если бы он убивал не нас (а он убивал не нас) и если бы мы его повесили — всё прошло бы как по маслу. Ещё более интересный план предлагал щиори: затаиться. Поначалу я подумал, что идея интересная, т.к. позволяет и дезу влить, и самим не палиться, и в итоге повесом умело орудовать; но так как днём игра у нас не клеилась, а маньяк вполне мог навестить именно нас, то я не рассмотрел этот вариант всерьёз. Но на самом деле трупов было на 1 больше, и бояться маньяка уже не было смысла. И вот в этой ситуации затаиться было бы ОЧЕНЬ ВЫГОДНО, т.к. остались бы Рэй без лишнего хинта и 3 протауна с мозгоразрывающей газетой — вешают протауна — гарантированное убийство ночью (все опасные роли умерли) — 1:1 с мирным — ВИН! Возможно, это был даже наилучший план, если бы мы ещё догадались, что Дрогнан этой ночью таки добьёт Лайта. Остаётся вопрос, что это было со стороны щиори — беззаботный троллинг или реально рабочий план, который мы вряд ли примем. Но для нашего, прямо скажем, не менее рискового плана «вдвоём с маньяком против города» (который в момент принятия решения казался всё же более надёжным, чем затаиться) случившееся показалось приятным сюрпризом. Сейчас же я склоняюсь скорее к мысли, что убийство маньяка Дрогнаном было для нас не очень желательно в том случае, если бы мы его смогли коллективно казнить днём. В этом я почти уверен, т.к. против него были хорошие аргументы, да и при 4 человеках на Рея обратили бы меньше внимания. А днём наше положение было очень шатким, так что неизвестно даже, что опасней — дать лишний ход маньяку или лишний шанс городу вздёрнуть нас. Впрочем, как ни крути, а визит Дрогнана к Лайту от нас не зависел. Как вышло, так вышло, что теперь.
В результате в последний день Рей остался меж двух городских, предсказуемо снова попал под подозрение, не смог защитить себя (да и непонятно было, возможно ли это), да ещё и темп игры как-то резко упал, что играло и против нас, и против зрелищности вообще. В итоге совершенно бесславно, буднично, без кульминационного яростного дневного обсуждалова, последнего из наших вздёрнули. Т_Т Немного обидно, тем более когда, пройдя через огонь и воду, оказываешься в шаге от победы. Но мы всё равно большие молодцы. 8)
Спойлер
Небольшое отступление. Предлагаю такую терминологию: хинт в широком смысле — это любая информация из газеты; улика — хинт в узком смысле, то есть классический хинт на убийцу; подсказка — дополнительная информация из прочих статей. Т.о. хинт делится на улики и подсказки.
Что касается информации, то куранек и правда слегка перемудрил на мой взгляд. В первую очередь, я почему-то до конца верил, что хинты как можно меньше привязаны к сеттингу. Больше думал на ассоциации по разложению квент на слова и слоги, угадывания созвучных слов, переводы — т.е. что у нас графическое отображение какой-то лингвистической ассоциации, грубо говоря. И очень хорошо, что после первой ночи я практически бросил их гадать и даже не высказывал сотоварищам своего мнения — в итоге оно уводило совершенно не туда, что было бы особенно стрёмно на фоне, как оказывается, совершенно верных догадок Рея. (Эх, если бы Рей был мирным, мафам давно бы каюк настал 8) Прямо-таки «почётный Лейз» этой игры). Хотя в первую ночь я, наверное, был не очень далеко от разгадки, когда упорно пытался понять, кто у нас такой воин Брэмвелла и почему он доблестный. Может, и «сломал» бы систему. А скорее всего нет ^^ Кстати, совсем забыл, что в Аркануме у щи музыкальные темы были вовсе не случайны.
Помимо этого, даже после первого прочтения лога полностью не до конца понял, где и когда давались подсказки на убийцу, а где и когда — на убитого, а когда вообще на что-то совсем другое. Насколько я понял, системы в этом вопросе вообще не было, что, на мой взгляд, единственная реальная недоработка ГМа — ибо в сочетании со строгой системностью и логичностью всего остального (особенно метода, с помощью которого эти самые бессистемные подсказки давались) воспользоваться этой информацией было практически нереально. Либо я что-то упускаю.
В итоге есть очень много интересных и хороших задумок, но, наверное, в том и беда, что их очень много и сразу. Дорисовка хинтов — это очень круто, просто действительно, годнейшая система. Углубленное копание в сеттинге, если все игроки с ним знакомы — тоже. И всякие картинки, композиции, абстрактные описалова. И хорошая работа с разной информацией в газете — и убийства, и убийцы, и убитые, и мирные НД, и общий баланс. И даже строгая скрытая система подсказок — тоже хорошо. Но в сумме вышло реально хардкорево. Причём даже связи класс-земля, как сам щи в логе признаёт, не всегда столь очевидна (паладин-ассассин, Радаменту класса не досталось). Тем более, что игроков полно, а классов в той же Д2 мало — повторы неизбежны, идея в тупике: как минимум пришлось бы додуматься до объединения классов изо всех серии включая ещё не вышедшую Д3, да ещё и сверху предположить, что кому-то одному роли не досталось и это не проблема. Выходит, что даже действительно хорошее знание и умелый гуглинг очень мелких игровых деталей (кто запоминает всех НПЦ ?) для того, чтобы хотя бы попробовать разгадать подсказки по газете. Очень перегруженно. Впрочем, и здесь всё можно списать на то, что это — всего лишь дополнительная информация из газет, которой в некоторых газетах вообще нет, и верно, что её сделали такой сложноугадываемой.
Но, на самом деле, это не такой уж и недостаток, как по мне ;D По крайней мере, гадать и смотреть на каждый новый хинт было действительно весело, а читать лог и следовать закрученной логике их разгадок — действительно интересно. Причём улики, как показал щи, были не такими уж и сложными — можно даже сказать, что очень удачными по сложности. А игра… Ну, возможно, вялый старт из-за подхода «сначала поймите принцип, и всё заладится». Но дальше-то всё равно Состоялось. Как многие считают, хинты зачастую действительно не так уж сильно влияют на игру, кроме её активности. В общем, с выводами щиори в конце лога по большей части согласен. Хинты (в узком смысле) вышли действительно удачными, а подсказки, как мы уже выяснили, дело чуть ли не декоративное.
Механика же в игре была совершенно без претензий, чудесна. Навороченно, но не чрезмерно, баланс — отменный, роли — как на подбор, отточены практически до идеала. Ни одной избыточной или декоративной способности, каждое оружие, каждый приз, каждая пассивка несут в себе конкретный смысл. Единственный вопрос у меня роли усилителя НД (которую щиори и сам называет единственной сырой ролью). Но мне, если честно, усиление/ослабление НД вообще никогда особо не нравилось из-за какой-то мутности НД: не совсем понятно, чем самому заниматься, вариантов плодит очень много, придумывать каждому своё усиление замаешься, если каждое усиление заранее прописывать — правила только из-за одного НД сильно распухают, а если нет — вообще непонятно, чего от роли ждать, в т.ч. и самой роли, и даже ГМу… Впрочем, фишка с ядом показала себя очень хорошо, да и двойное лечение выглядело аппетитно. Делаю вывод, что роль, которая вместо усиления конкретных НД каждого на свой лад модифицировала бы цель чем-то на выбор из конкретного списка (2 НД, пассивка, дополнительная фишка с НД, не зависящая от его, НД, содержания, etc.) — вот это действительно здорово. Предлагаю и дальше развивать эту роль в этом направлении. Во всём прочем — просто блеск и пример для подражания игры в стиле «навороченная классика».
В целом — давно не получал такого фана от собственно игры. В последнее время больше радует ГМство (но оно слишком напряжно для такой ленивой задницы, как я), разборы ролей, копание в механике, какие-то идеи и т.п. А тут — такой подарок. Не очень нравится всё-таки играть плохишом (есть своя прелесть и ещё какая, но спокойненько анализировать ситуацию и не разрываться пополам мне как-то приятней — порой мафией так и хочется поиграть на руку городу и выдать «добрый» анализ информации), да ещё и вынесли в первую же ночь (кстати, вечно я если маф, то КО — давно заметил). Но всё равно получил огромную дозу удовольствия, даже в какой-то мере продолжая играть после своей смерти, а не сразу, как это обычно бывает, обращась к ГМу с просьбой посвятить во все секреты. В общем, вышло действительно здорово. Существенный минус один — день, и то на большую часть скорее вина игроков (из газет даже без разгадывания систем можно было много всего извлечь при желании — хотя бы даже ошибочно!). Момент под вопросом — глубоко завязанная на сеттинге и очень хитрая система подсказок. Остальное — замечательно.