Полезная информация для ГМовЕсли вы решили попробовать провести игру, то вам будет нелишним ознакомиться с данным постом.
ГМ или не ГМ?Допустим, вы поиграли партию-другую, или больше, и вам очень понравилось. Понравилось настолько, что вы тут же захотели провести собственную игру. Захотели, но не знаете как. Для начала, стоит решить, нужно ли вам это вообще. Задайте себе следующие вопросы и оцените ситуацию:
— Главный критерий. Действительно ли вы этого хотите? ГМство труд непростой, и если бы не энтузиазм, то проведене игр, пожалуй, очень хорошо оплачивалось бы. С другой стороны, это очень весело и в нашем уголке почётно, почти по-геройски. Но без желания даже думать об этом не стоит: уверяю, будет только хуже.
— Сколько у вас свободного времени? Даже игра лидером группы отнимает куда меньше времени, чем ГМство. Вам нужно будет разрабатывать игру, писать правила и роли, общаться с игроками, собирать информацию НД, обрабатывать её, писать газеты и ответы на НД, придумывать подсказки, разрешать спорные ситуации, править баги (а они будут, гарантирую), вести подсчёт голосов, писать лог и комментарии. Лично у меня ежедневно на игру уходило не меньше двух-трёх часов, не считая косвенных временных потерь, как то вдруг ставшее регулярным общение с игроками, пропадание в Википедии, накручивание чисто косметических изысков и т.п. Масштабная игра со сложными правилами может превратиться в нечто вроде работы без выходных.
— Как часто вы сможете выходить на связь? Это игрок может раз в сутки отослать НД и проголосовать, с телефона в личной переписке с ГМом. ГМу же приходится следить за игрой постоянно. НД, скажем, зачастую двухэтапные (вроде интервью, заказов), а днём нужно постоянно подсчитывать голоса. Своевременно отвечать на вопросы игроков тоже очень важно. Помимо ПК и форума неплохо было бы обзавестись скайпом на мобильном. Три часа в одно и то же время суток — это не дело.
— Второстепенные факторы. Достаточно ли у вас идей, чтобы сделать игру интересной? Готовы ли вы писать газеты, что есть занятие в высшей мере креативное? Не хотите ли вы пополнить свой контакт-лист в скайпе на десяток-другой контактов, с некоторыми из которых будете плотно общаться? Сможете ли стать беспристрастным судией и оставить личные отношения с игроками за бортом игры? Уверены ли, что сможете быстро и жёстко решать конфликтные ситуации?
Если вас не испугали все эти вопросы — аминь и добро пожаловать! Мы готовы играть в вашу игру. А чтобы сделать её лучше, решили приготовить для вас пару добрых советов, испытанных на собственном опыте.
Как разрабатывать правила игрыВпору задуматься, что за игру вы хотите сделать. То есть, лучше наоборот — сначала загореться Идеей, а потом выпрашивать очередь в ГМ-списке, но можно и так. Под Идеей, как правило, подразумевается сеттинг. Здесь ваша фантазия не ограничивается ничем — это может любая историческая эпоха, любой жанр фантастики, любая сюрреалистичная картина или наоборот, самая обыденная. Что угодно. Лишь бы эти декорации удалось адаптировать под правила игры — наличие тайных группировок, ролей, целей и т.п. Затем подумайте, должна ли это быть стандартная игра или в ней есть какие-нибудь особенности (хотя можно и наоборот, придумать идею механики и уже на неё натянуть сюжетный каркас, но это несколько неудобно), обычной она должна быть или ролевой, и так далее.
При этом следует следить за несколькими вещами. Во-первых, следите за событиями. Просматривайте темы «Обсуждение игры», «Очередь» и смотрите, планируются в ближайшее время игры, и если планируются, то какие и сколько. Затем, следите за «Хроносферой». Несколько похожих игр подряд, надоедают — особенно это касается ролевых, которые требуют много сил от игроков. Учитывайте события реальной жизни, т. к. во время сессии или Нового года на большое количество игроков сложно рассчитывать. Если что-то не сходится — подумайте о переносе игры или изменении её концепции.
И второе. Сюрпризы у нас любят, особенно если учесть, что они редки. Но не делайте всё совсем в тайне, особенно если собираетесь вести игру в первый раз. Если сомневаетесь в каком-то моменте или если у вас есть что-то совсем уж из ряда вон выходящее, то лучше спросите в «Обсуждении» или «Таверне» мнение сообщества по этому поводу. Если не хотите разглашать идеи раньше времени, то посоветуйтесь с ветеранами ГМства лично, они вам всегда помогут. Отвечайте на вопросы игроков, вовремя информируйте их, если возникает такая потребность. В общем, держите контакт, учитывайте чужие мнения, иначе ваша великая задумка может не быть оценённой по достоинству.
Хорошо, определились с темой, заняли место, заручились поддержкой игроков. Что дальше? Детально проработайте структуру вашей игры. Ответьте на следующие вопросы и выполните следующие требования.
— На сколько человек минимум и максимум будет рассчитана игра? Учитывайте, что на ролевые и экспериментальные игры народа записывается меньше, чем на простую классику, и что количество игроков сильно влияет на вашу нагрузку и продолжительность игры.
— Какие группировки, сколько их, сколько в них членов? Какие роли вы будете вырезать в случае недобора игроков, и какие добавлять в случае популярности игры? Учтите баланс, пользуйтесь опытом предыдущих игр.
— Распределите основные приоритеты между группами и накидайте самые оригинальные и важные роли, распределите их между игроками. Например, если у вас две группировки мафии, то обычно они делаются различными друг от друга: одна получает много информации, а другая хорошо защищена, или одна лучше убивает, а другая манипулирует с чужими НД, и т.п.
— Накидайте полный список ролей, хотя бы в общих чертах. Подумайте, не повредил ли балансу такой расклад. Не слишком ли сильный вышел город, или нет ли преимущества у одной из группировок. Подумайте, нет ли у вас скучных ролей. Если есть, то либо разнообразьте их, либо не мучайтесь и наделайте мирных — обычно игрок меньше обижается на роль чижика, чем на какую-то особенную, но совершенно бесполезную роль.
— Доводим баланс до ума, прописывая роли более детально, распределяя их характеристики (статус, вооружение, вербуемость, лимиты на НД). Можно разложить несколько вкусностей, добавляющих игре остроты. Различные подвохи, неожиданные способности и т.п. Важно только не переусердствовать.
— Подгоните имеющееся под сеттинг. Дайте ролям, сторонам, оружию, фазам игры названия, можете сочинить краткие описания. Напишите вводную. Хорошо подумайте, как вы будете предоставлять игрокам «газету», какие в ней будут рубрики. Исходя из баланса, задумайтесь, сколько и какой информации будет писаться в «газете» — минимум это убийства, максимум — хоть вообще все НД осветите, да ещё сверху подсказок набросайте. Но баланс — превыше всего.
— Каркас игры у вас есть. Осталось только написать правила (или, как обычно все делают, исправить шаблон под свою игру). Напишите порядок регистрации игроков (если это ролевая, то потребуйте привести в порядок профили, написать квенту). Определите, насколько жёстко вы будете наказывать за нарушения, и что вообще таковым считается. Упомяните все особенные элементы игры (объявления, карту и т.п.). Выставьте лимиты на дни/ночи. И так далее. Внимательно проработайте каждый пункт.
— Если у вас где-то возникли проблемы, то, во-первых, не стесняйтесь обращаться за помощью. Во-вторых, не стесняйтесь использовать шаблоны из этой темы или идеи из прошлых игр. Это, конечно, хуже, чем полностью оригинальная игра, но лучше, чем недоделанная идея. Не торопитесь и не нервничайте, всё у вас получится. У всех получалось.
Распорядок ночных действийA
Неблокированные смотрители
Пассивные способности
Манипуляции с чужими НД
Блокированные смотрители
B
Изменения информации
Вербовки
Проверки
Отсылка сообщений
C
Защиты и связки
Отравления
Убийства
Лечения и воскрешения
D
Пустые НД
Сбор статистики
Изменения ролей и правил
Спойлер
A Блоки и смотрители
01 Неблокированные смотрители
[Смотрители всегда видят всё происходящее, только если их не заблокировали].
02 Пассивные способности
[Включаются по идее ещё до ночи, но их тоже должен видеть смотритель].
03 Манипуляции с чужими НД
[Блоки, перенаправления. Обычно сначала выполняются блоки, затем переводы НД, затем кражи, причём мафиозные действия традиционно идут перед городскими; это может меняться в целях баланса или вовсе отсутствовать и полагаться на рандом либо на принцип «кто раньше НД заказал»].
04 Блокированные смотрители
[Незаблокированный смотритель должен видеть, как блокируется другой смотритель].
B Информация
05 Изменения информации
[Смены статусов, оружия, подставы и т.п.].
06 Вербовки
[По сути, то же изменение информации, только чуть более значимое].
07 Проверка информации
[Проверки на статус, оружие, интервью и т.п.].
08 Отсылка сообщений
[Люди ходят на почту и отсылают записки].
C Убийства
09 Защиты и связки
[Защита — телохранитель, адвокат; связка — к примеру, кум, который гостит у кого-нибудь, и если в эту ночь убивают кума, то хозяин идёт вслед за ним. Сначала действуют бескровные защиты, вроде адвоката, затем жертвенные, вроде прикрытия телохранителя].
10 Отравления
[Отравитель действует до остальных убийц, чтобы его НД выполнилось в случае его смерти].
11 Убийства
[Убийства обычно идут в следующем порядке: сначала маньяк, затем мафия, затем вор, затем мирные вроде ветерана, затем ищущие мирные с личной победой (агент, инквизитор). Этот порядок может меняться с целями подправить баланс. А может и вовсе отсутствовать, основываясь либо на рандоме, либо на схеме »кто первый НД отослал, тот первый и убивает»].
12 Чистки, подставы
[Под подставами в случае изменения информации имеется в виду смена информации и "чёрная" статья в газете, в случае чистки это ложные улики].
13 Лечения и воскрешения
[При нескольких покушениях на одного игрока лечится сначала первое; при лечении двумя игроками одного лечит тот, кто раньше отослал НД, либо рандомом].
D Прочее
14 Пустые НД
[При наличии, скажем, карты игрок захочет прогуляться, погостить и так далее].
15 Сбор статистики
[Все НД выполнены, а значит, статистик может получить свои данные].
16 Изменения ролей и правил
[Если в результате НД изменилась чья-то роль (например, проснулся латентный маньяк), достигнута чья-то личная победа, либо если ГМ решил пропатчить игру и внести в неё изменения, всё это происходит уже под утро].
Создание топика, запись, раздача ролейТеперь, наконец, можно оформлять стартовый пост игры. Название, краткое описание, «шапка» правила игры, прикреплённый список ролей (либо выложите их вторым постом в теме), список записавшихся в тему игроков. Тему игры лучше открыть заранее — если это обычная игра, то на завершающей стадии предыдущей игры или во время оформления её лога, если ролевая — то лучше за игру до этого. У вас будет время объяснить всё игрокам и пропатчить игру до её начала. Правка баланса по ходу игры — меньшее из двух зол (править или загубить игру), но всё равно не выход.
Если вы хотите провести игру на высшем уровне, то позаботьтесь обо всех мелочах, которые могут помочь игрокам. Сделайте в списке участников ссылки на профили игроков (или посты с квентами; квенты можно также выписать в один файл и прикрепить его к стартовому посту). Оформляйте свои посты, меняйте шрифты, цвета, вставляйте коды. Можете подбирать картинки и даже музыку, ролики, на что хватит фантазии (фото в газете ascii-артом? Почему бы и нет?). В подпись вставляйте ссылки на тему игры и начало каждого дня (газеты). В каждом своём ГМском посте пишите, сколько времени до конца дня/ночи осталось. Можете ещё заранее всех в скайпе добавить, игроки не обидятся.
Распределение ролей ведётся обычно случайно. Как точно — ваше лично дело (мучайте знакомых, пишите на бумажках роли и ники, заставьте кота пройтись по клавиатуре, пользуйтесь кубиками или калькуляторами). Некоторые ГМы позволяют себе роль-другую отдать игрокам по их просьбе. Некоторые специально дают поблажки убитым первыми и победителям в прошлой игре и дают новичкам подходящие несложные роли. Сказать, что лучше — чистый, но порой несправедливый рандом, или всё-таки более человечный подход к раздаче ролей — нельзя. Одно известно точно: рандом
должен присутствовать при раздаче ролей, полностью сознательно раздавать роли противопоказано. А где провести границу между пользой и вредом, решать только вам.
Ведение игрыСобственно, всё. Следите за игрой, выполняйте свои функции ответственно и заботливо, и будут вам хорошие отзывы игроков, куча фана и всё такое прочее.
Очень полезная страницаЕсли ГМа два или большеОформление логаЛог — это такой большой файл, в котором излагается всё происходящее игровыми ночами и днями, включая все НД, расшифровываются газеты, часто сопровождаются обильными ГМскими комментариями и используют свои стандарты оформления. В общем, лог — это большая работа, а игроки хотят всё узнать как можно быстрее по окончании игры. Поэтому или готовьтесь корпеть над логом к надоевшей уже игре сутки-другие, или начинайте вести лог ещё до начала игры. Комментарии можете отписывать по ходу игры, можете после её окончания (выбор зависит от того, что и как вы хотите зафиксировать — свежие впечатления по ходу игры или аналитический некролог), но всю информацию вносить лучше заранее. Подробней лог будет рассматриваться ниже. Создайте под игру отдельную папку со всеми необходимыми материалами, разработайте рабочее пространство для фиксации НД игроков, подсказок и т.п. — чтобы действовать максимально быстро, эффективно и безошибочно. У нас сформировались несколько стандартов ведения всей документации, которые приложены к этому посту, можете смело их перенимать. Вообще все игровые файлы, будь то список ролей или лог, удобно размещать на Google Drive или аналогичных ресурсах. Так все смогут видеть самые оперативные изменения содержания без необходимости постоянно скачивать и потом искать на ПК нужный файл.
Сферический ГМ в вакуумеИдеальный ГМ никогда
не спит. Он никогда не ест, не учится и не работает и вообще не отвлекается от игры. Он всегда прав. Он
просчитывает баланс по большим математическим формулам (для чего ему необходимо иметь высшее математическое образование и как минимум десятилетний опыт ведения настольных ролевых). В его играх
есть баланс. Он
продумывает правила так, что после ни у кого не возникает ни одного вопроса. Он
прописывает правила так, что у прочитавших не возникает ни одного вопроса. Он безошибочен и непогрешим,
суров, но
справедлив и абсолютно
беспристрастен.
Вежлив, точен и деловит.
Не знает слова «флуд» и «
дружеские уступки». Его
подсказки максимально
учитывают текущее положение дел. Его
рандом абсолютен и ни капли не корейский. Он моментально отвечает игрокам, обрабатывает результаты НД/ДД и пишет газеты. С ним можно
легко связаться с помощью ЛС, ICQ, Jabber, MSN, Skype, Yahoo! Messenger и прочих клиентов, двух-трёх электронных ящиков, мобильного и домашнего номеров, почты (реальной), личной встречи и ещё двух десятков способов, включая телепатию. Его
лог эпичен и
полон и выходит одновременно с завершением игры. Он работает за бесплатно, никогда не жалуется и всегда вызывается вести игры по новой.
О правах ГМа