Спойлер
Европа
Древняя Европа
1. Медуза была Горгоной, чудовищем с живыми ядовитыми змеями вместо волос. Те, кто смотрел на ее лицо, превращались в камень.
Персей убил Медузу и отрубил ей голову, а затем использовал отрубленную голову в качестве оружия, используя ее для превращения различных врагов в камень.
2. В Одиссее Гомера рассказывается, что бог Посейдон превратил корабль феаков в камень в наказание за то, что они помогли его врагу Одиссею: "Одним ударом ладони он превратил его [корабль] в камень и пустил корни на морское дно".В классические времена небольшой остров Понтикониси недалеко от Коркиры (Корфу) был идентифицирован как этот окаменевший корабль.
Согласно некоторым авторам, Гераклу, когда он сражался с немейским львом, в этом ему помогала земная змея, которая последовала за ним в Фивы и поселилась в Авлиде. Позже было идентифицировано как водяная змея, пожиравшая воробьев и превратившаяся в камень в пророчестве о Троянской войне.[3]
3. Иодаме была дочерью Итона и внучкой Амфиктиона. Она была жрицей в храме Афины Итонии, построенном ее отцом. Однажды ночью перед ней предстала Афина; при виде головы Медузы, украшенной одеждой богини, Иодаме превратилась в камень. С тех пор жрица каждый день зажигала огонь на алтаре, трижды повторяя: "Йодаме жив и требует огня".[4]
4. Лета - мифологический персонаж, кратко упомянутый в "Метаморфозах" Овидия.Из-за своего тщеславия она была превращена богами в камень в Иде. Ее возлюбленный Оленус пожелал разделить вину и поэтому разделил ее судьбу.
5. Баттус был персонажем греческой мифологии, который был свидетелем того, как Гермес украл скот Аполлона. Он согласился сохранить это дело в секрете, но когда Гермес вернулся переодетым, чтобы испытать его, он нарушил свое слово и был наказан превращением в камень.
6. Метаморфозы Овидия повествуют о Минерве и Аглауросе. Когда Меркурий приходит соблазнить смертную деву Херсу, ее сестра Аглаурос, движимая жадностью, помогает ему. Минерва обнаруживает это и приходит в ярость от Аглауроса. Она обращается за помощью к Энви, которая наполняет Аглаурос такой завистью к чужой удаче, что она превращается в камень. Меркурию не удается соблазнить Ее.
7. Волшебную теумессианскую лису, посланную богами, чтобы наказать греков, поймать не удалось; Амфитрион натравил на лису волшебную собаку Лаелапс, которой было суждено ловить все, за чем она гналась. Зевс, столкнувшись с неизбежным противоречием из-за парадоксальной природы их взаимоисключающих способностей, превратил двух зверей в камень. Пара была отправлена к звездам и остается как Большой пес (Лаелапс) и Малый пес (теумессианский лис).
Постклассическая Европа
В католической агиографии святой Варвары рассказывается, что, когда святую преследовал ее вооруженный мечом отец Диоскор, после того как он узнал о принятии своей дочерью новой веры, пастух выдал ее местонахождение. Пастух был наказан за это деяние тем, что был превращен в камень, в то время как его стадо было превращено в саранчу. Известное художественное изображение окаменения пастуха включено в алтарь Святой Варвары, картину Гонсаля Периса, хранящуюся в Национальном художественном музее Каталонии.[6]
В деревне Клобуки в Чешской Республике предположительно находится доисторический менгир высотой 3,3 м (11 футов), самый высокий в Чешской Республике. Это вертикально стоящий одинокий камень, называемый Zkamenělý pastýř ("Пастух, превратившийся в камень") или Kamenný muž ("Каменный человек").[7][8]
В другой чешской деревне, Дружец, есть колонна Марии песчаника 1674 года и камень размером с человека под названием Zkamenělec ("Человек, превратившийся в камень"), окруженный легендами о наказанном клятвопреступнике или богохульнике.[9]
В деревне Нова Слупия в Польше находится так называемый Каменный Пилигрим (Kamienny pielgrzym), каменная фигура коленопреклоненного человека, расположенная недалеко от главного входа в Национальный парк. Согласно легенде, фигура когда-то была тщеславным рыцарем, отправившимся в паломничество в аббатство. Услышав звон колоколов, он заявил, что они звонили в его честь, за что был наказан и превращен в камень. Фигура движется к вершине со скоростью одной песчинки в год, и она достигнет вершины в конце света.
Чертенок Линкольна - это гротеск, изображенный на стене внутри собора Линкольна в Англии, и он стал символом города Линкольн.[11] Легенда гласит, что это существо, посланное сатаной в собор только для того, чтобы ангел превратил его в камень.
Христианской святой Хильде или Хильде (614-680) приписывали чудесное превращение змей в камень. Окаменелости аммонита, найденные в большом количестве в Сэндсенд-Несс, рассматривались как таковые. Герб близлежащего Уитби на самом деле включает три таких "змеиных камня".
Веселые девы, каменный круг неолита, расположенный в 2 милях (3 км) к югу от деревни Сент-Бурьян в Корнуолле, Великобритания, согласно местному мифу, представляют собой девятнадцать дев, которые были превращены в камень в наказание за воскресные танцы. (Dans Maen переводится как Танец камней.) Волынщики два мегалита на некотором расстоянии к северо-востоку от круга, как говорят, являются окаменевшими останками музыкантов, которые играли для танцоров. Более подробная история объясняет, почему Волынщики так далеки от Дев – по-видимому, двое волынщиков услышали, как церковные часы в Сент-Бурьяне пробили полночь, поняли, что нарушают субботу, и побежали вверх по холму прочь от дев, которые продолжали танцевать без аккомпанемента. Такие легенды окаменении часто ассоциируются с каменными кругами, что отражено в народных названиях некоторых близлежащих мест, например, Танцующие камни Трехголовых, Девять дев Боскеднана, а также более отдаленные Метатели и Волынщики на болотах Бодмин.
Исландская легенда об острове Дранги гласит, что два крадущихся по ночам великана, мужчина и женщина, пересекали фьорд со своей коровой, когда их застали врасплох яркие лучи рассвета. В результате воздействия дневного света все трое превратились в камень. Дрэнгей олицетворяет корову, а Керлинг (предположительно женщина-великан, имя означает "Старая карга") находится к югу от нее. Карл (великан мужского пола) был к северу от острова, но он давно исчез.
Долина Хитардалур в Исландии предположительно названа в честь огра Хита, который, как гласит легенда, путешествовал туда вместе с получеловеком, превратившимся в огра Бардуром Снайфеллсасом. Пара поздно возвращалась в свое логово в горах и не смогла добраться до него до первых лучей дневного света, и, следовательно, превратилась в камень, пара очень специфических скальных образований, которые все еще находятся на их месте недалеко от фермерских домов в поместье.
Гора Онтрия, возвышающаяся над районом Цотили на территории современной Греции, известна своими лесами, источниками пресной воды и старыми легендами о девушках, превратившихся в камень.
Местная легенда о Складке Митчелла, каменном круге бронзового века в Шропшире, Англия, рассказывает о великане, чья чудесная корова, дававшая неограниченное количество молока, пользовалась кругом до тех пор, пока злая ведьма не подоила корову, используя сито, пока оно не высохло досуха, в результате чего корова сбежала в Уорикшир, где стала Бурой коровой". В наказание ведьма была превращена в камень и окружена другими камнями, чтобы предотвратить ее побег. Что стало с великаном, неизвестно.
Легенда, рассказанная в Карнаке, гласит, что камни Карнака когда-то были языческими солдатами, которые были превращены в камень папой Корнелием (епископ Рима 251-253), который убегал от них. (Исторический папа Корнелий в конце концов принял мученическую смерть, в тот раз не использовав свою предполагаемую магическую силу).[12][13]
Азия
Сестры Чонг - вьетнамские национальные героини, возглавившие восстание против китайского правления. Согласно одному легендарному рассказу, когда армии Ханьского Китая были окончательно разбиты, сестры бросились в реку Хатзян, чтобы избежать пленения. Затем они превратились в статуи. В конечном итоге их выбросило на берег и поместило в храм Хай Ба Трунг в Ханое для поклонения.[14]
Отомо-но Сатехико () был японским генералом, который дважды возглавлял войска против корейского королевства Когуре[15][16][17] Легенда, касающаяся его первой кампании, рассказывает о том, как его жена, Мацура Сайохимэ, поднялась на холмы над "Хидзен" и так усердно молилась о его благополучном возвращении, что превратилась в камень. [18]
Сингхасан Баттиси - сборник индийских народных сказок. Название буквально означает "тридцать две (сказки) о троне". В истории фрейма король 11-го века Бходжа обнаруживает трон легендарного древнего короля Викрамадитьи (также известного как Бикрамджит). На троне установлены 32 статуи, которые на самом деле являются апсарами, превратившимися в камень из-за проклятия. Каждая из апсар рассказывает Бходже историю о жизни и приключениях Викрамадитьи, чтобы убедить его, что он не заслуживает трона Викрамадитьи.
Легенда, связанная с Эрмита-де-Сан-Николас-де-Толентино на Филиппинах, гласит, что на реке Пасиг обитали свирепые кайманыкрокодилы, которые пересекают реку вдоль и поперек до Лагуна-де-Бей. Китайский торговец, который отказался обратиться в христианскую веру, проходя мимо монастыря Гваделупе, был почти пойман дьяволом, переодетым кайманом, чтобы сожрать и отправить в ад. Однако, несмотря на то, что крокодил был язычником, он обратился к святому, почитаемому в монастыре, громко взывая "Сан Николаси, Сан Николаси" и, произнеся эту молитву, чудесным образом превратился в камень и благополучно покинул торговца. Благодаря этому чуду китайский купец обратился в христианскую веру и в день благодарения воздвиг эрмитаж рядом с окаменевшим кайманом.
Малин Кунданг - народная сказка, родом из Индонезии, аналогичные версии которой распространены в других регионах Юго-Восточной Азии. История была о бедном моряке, который разбогател, стал владельцем торговых галеонов и женился на принцессе благодаря тяжелому труду. Однако, когда он вернулся в свою деревню, ему стало стыдно перед своей бедной матерью и он отрекся от нее. Мать прокляла его, в наказание превратив в камень.
Северная и Южная Америка
Хунзахуа был первым заке, правителем северной Муиски на территории современной Колумбии. Говорят, что он влюбился в свою сестру Нонсету и сделал ее своей женой. Его мать Фаравита не согласилась с браком двух своих детей и напала на пару, пролив миску чичи. Так появился колодец Хунзахуа. Когда Хунзахуа увидел, что сделала его мать, и муиска, протестующих против его кровосмешения, он проклял Хунзу и окружающую долину. Нонсета родила сына в Сузах, но мальчик превратился в камень. Печальная пара отправилась дальше, к водопаду Текендама. Здесь они превратились в две скалы по обе стороны от священного водопада.[19]
Стоящая индейская гора в Северной Каролине, известная у чероки как Юнвицуле-нуни, что переводится как "место, где стоял человек". согласно мифологии чероки, здесь покоятся останки воина племени чероки. Этот воин был послан на вершину горы следить за крылатым чудовищем. Чудовище, логово которого находилось на Стоячей горе, нападало с небес и похищало детей. Обнаружив местонахождение логова монстра, чероки обратились к Великому Духу с молитвой о помощи. Молитвы были услышаны, когда Великий Дух уничтожил монстра и его логово громом и молнией. Молния напугала воина, и воин попытался покинуть свой пост. Поскольку воин покинул свой пост, он был превращен в камень за свою трусость.[20]
Форт Виктория (Британская Колумбия) был возведен в 1843 году на месте, первоначально называвшемся Камосун (вариант леквунгенского слова "Camossung", имени девушки, превращенной в камень духовным существом Хейлз, Трансформатором, чтобы следить за ресурсами в том, что сейчас известно как водный путь ущелья.[21])
Легенда о происхождении названия Кап-Чат, Квебек в Канаде, связана с котом ("чат" по-французски), который гулял по берегу, убивал и ел различных животных, после чего "кошачья фея" обвинила его в том, что он съел ее потомство. В наказание кот был навсегда превращен в камень.
Термин "Слезы апачей" происходит от легенды о племени апачей: около 75 апачей и кавалерия США сражались на горе, возвышающейся над тем, что сейчас является Верхним, штат Аризона, в 1870-х годах............. Столкнувшись с поражением, превосходящие числом воины-апачи бросились на своих лошадях с горы навстречу своей смерти, чтобы не быть убитыми. Жены и семьи воинов плакали, когда услышали о трагедии; их слезы превратились в камень, упав на землю.[22][23]
Океания
В традиции маори араитеуру - каноэ, на котором прибыли предки народа нгаи таху с Южного острова. Рыболовная сеть и водяная тыква Араитеуру были превращены в камень в Моераки на Южном острове, где их можно увидеть до сих пор.[24]
Легенда аборигенов о трех сестрах, скальном образовании в Австралии, повествует о трех сестрах из Голубых гор, которые влюбились в трех мужчин из соседнего племени Даррук, но брак был запрещен законом племени. Их братья не были рады принять этот закон и поэтому решили захватить трех сестер. Последовала крупная битва между племенами, в результате которой старейшина обратил сестер в камень, чтобы защитить их, но он был убит в бою, и никто другой не смог вернуть их обратно.[25]