01. Годзилла. Блокбастер.Фильмов о "Годзилле" очень много. Всё началось с японских чёрно-белых фильмах, которые получили множество сиквелов (продолжений). Кратко: после тестирования ядерного оружия из пучин вылез (он, мужской род) Годзилла и начал мочить Токио. Учёные решили понять, что к чему, затем после пары финтов и шаманских ритуалов удалось выгнать Годзиллу обратно в океан. В каждой последующей части появлялся супостат, который сначала атаковал Токио, побеждал Годзиллу, но Годзилла собирался с силами и давал отпор, а местные праздновали дружбу и победу Годзиллы (в жанре сёнен (аниме) ничего с тех пор не изменилось). В США есть римейк Годзиллы с Мэтью Бродериком, который как бы провалился, но у него крутой саундтрек от Jamiroquai. И недавно стала выходить новая римейк-франшиза с 3Д графикой.
Контекстно Годзилла о подсознательном страхе японцев после ядерных бомбардировок.
02. Челюсти. Блокбастер.Основоположенник поджанра "ужас из пучин". Снят Спилбергом в 1975 году. Множество сиквелов и ответвлений, включая одобренные Спилбергом "Пираньи". Один из первых блокбастеров, которые потом стали нормой и, по сути, убили голливудскую индустрию, какой она была в 60 и 70х годах. Челюсти примечательные тем, что там использовались техники съёмки из фильмов Хичкока. Часто академики связывают "Челюсти" с перерождением жанра ужасов, а также с концепцией "циклов" кино. Да, фильм также стал визитной карточкой Спилберга, которая помогла ему стать знаменитым (как "ЗВ" у его кореша Лукаса).
Контекстно о боязни глубин и неизведанного, возмездия природы-Бога.
03. Проклятье. Ужасы.Входит в т.н. "цикл японского кино жанра ужасов" вместе с фильмом "Звонок". Образ Каяко основан на образе "духа возмездия", который появился задолго до 90 в фильмах вроде "Кайдан". В кино образ перекочевал из японского театра кабуки и, как это часто было на Востоке, роль играл мужчина. Первым знаменитым источником была пьеса "Йотсуя Кайдан". Если вкратце, история связана с предательством, любовью и хитрыми схемами, как от кого-нибудь избавиться. Концепция до сего дня претерпела мало изменений и была лишь дополнена мотивами "технофобии" (боязнь технологий, в отличие от "Железный человек Тетсуо") и мистики. Фильм на основе "Проклятья" выходят до сих пор, но в Голливуде была существенная пауза.
Контекстно в современном варианте вариации трактовок разнятся от проявлений патриархии и возмездия женского духа в Японии до анализа перпопричин их низкой рождаемости и вымирания, исчезновения нации, её будущего существования как духа.
04. Планета обезьян. Фантастика.Это франшиза, основанная на одноимённом романе. Была попытка перезапуска под руководством Тима Бёртона. Сейчас выходят фильмы новой франшизы. Всё достаточно прозаично - обезьяны установили господство и поработили людей. Разница лишь в том, что в оригинале это происходило на других планетах, а в новых фильмах - у нас.
Контекстно анализируют на предмет ксенофобии, возмездия природы и несовершенства человеческого общественной структуры.
05. Двойная рокировка. Драма.Знаменитая гонконгская трилогия с местными суперзвёздами. Впоследствии превратилось в римкей "Отступники" и ряд римейков в Японии и Южной Корее. Элементы фильма были инкорпорированы в поджанр гангстерского кино, причём сама "Двойная рокировка" позаимствовала ряд идей из "Донни Браско". Фильм про двойных агентов в полиции и в триадах. В зависимости от фильма (Гонконг или США) акценты расставлены по-разному - от лояльности к группе до личных психологических проблем.
Контекстно гонконгский фильм анализируют как идентификации и метания из-за воссоединения с КНР, в США - путь к успеху.
06. 12 разгневанных мужчин. Драма.Классика кино про судебную тяжбу. Первый фильм вышел на ТВ в 1954, потом вышел знаменитый фильм с Генри Фондо в 1957 году. С тех пор постоянно делают римейки и адаптируют в театрах. Кино используют на юридических факультетах для ролевых игр и экспериментов по доказыванию. Последний римейк был выпущен в Южной Корее. Есть даже римейк в тюрьме в Ливане.
Контекстно в США исследовался вопрос ксенофобии и предубеждения, а также как суд присяжных важен для их системы правосудия, как присяжные могут быть пристрастны. В других странах акценты смещена.
07. Психо. Хоррор.Знаменитый хоррор Хичкока, который лёг в основу многих триллеров и хорроров после него, особенно с главным героем, страдающем от психического заболевания. Интересный факт - есть римейк, который почти полностью повторяет фильм Хичкока, но на современный лад. Был выпущен в 90х с Винсом Воном в главной роли. "Психо" нередко используют академики-феминистки как доказательство засилья патриархии в классическом Голливуде и необходимости решительно отринуть фильмы той эпохи. Визуально фильм до сих пор используют все, кому не лень.
Контекстно - эдипов комплекс как он есть.
08. Кошмар, на улице Язов на улице Вязов. Хоррор.Не имеет ничего общего с Дмитрием Язовом. Просто в 1991 году во время "Путча" любили шутить на эту тему.
Фильм стал визитной карточкой компании "Нью Лайн Синема", которые и выпустили первый фильм, а потом сделали из него франшизу. Фрэдди стал именем нарицательным. Для Уэса Крейвена этот фильм стал билетом в мир большого кино. Также считается, что "Кошмар" - главный слешер-фильм 80-х. Была масса римейков и кроссоверов.
Контестно фильм о взрослении и конфликте поколений.
09. Мятеж на "Баунти". Драма.Пожалуй, один из наименее известных из списка. Основан на романе, который экранизировали не раз. Главные фильмы - один с Брандо, а второй более недавний с Гибсоном и Хопкинсом. Первый фильм провалился и оскандалился из-за Марлона Брандо, его поведения, требований и затрат на съёмки. Второй фильм "выступил" лучше. Один из немногих интересных представителей жанра в совокупности с романтической морской тематикой.
Контекстно очень прост - личный конфликт и борьба личного, дружбы и долга.
10. Хороший, плохой, злой. Вестерн.Легендарный фильм Серджио Леоне, часть трилогии. Стала объектом судебного разбирательства с Акирой Куросавой, который сказал примерно следующее после просмотра фильма Леоне: "Это прекрасный фильм. Но он мой". Леоне проиграл суд и обязан был упомянуть Куросаву. Фильм стал одним из иконой жанра вестернов, в котором неизвестный герой появляется в городе и начинает наводить там шорох, блистая своими способностями. Этот конкретный фильм получил очень странный римейк в Южной Корее. Так же часто используется в компьютерных играх типа "Фоллаут".
Контекстно о покорении просторов, пространства, торжестве человека над природой и личности над обстоятельствами.
11. Парк Юрского Периода.Не нуждается в представлении. Учёные. Парк. Динозавры. Что-то пошло не так. Примерно как в "Челюстях". Да, это фильм Спилберга. Помимо оригинальной трилогии есть новая. По сути, это "ребут." "Парк" широко представлен в компьютерных и консольных играх, мерчендайзе. Считается, что именно "Парк" стал основой т.н. "тентпол фильмов", т.е. крупнобюджетных и кассовых фильмов, высасывающих деньги не с одного, а с международного рынка в целом. Именно успех этой картины стали копировать все без исключения. Также считается, что именно "ПЮП" заложил мину замедленного действия, которая вылилась в излишне коммерческом подходе к кино и его вырождению к 2020 году.
Контестно всё просто - мы покорим природу, она нас, но мы на этом неплохо заработаем.
12. Великолепная семёрка. Вестерн.
Almaz.
Очередной вестерн. У него есть римейк, который на тот момент решили сделать более "расово многообразным". Смотрится "лепо", потому что сама концепция гибкая - семёрка кого? Да, кого угодно. Можно снимать до бесконечности. Великолепная семёрка рыцарей круглого стола... Сам фильм в оригинале очень похож на своих "коллег" с тем исключением, что вместо одиного ковбоя у них команда, что должна дать отпор коварным бандитам и захватчикам. Присутствует мотив "передачи навыков", а не показушные перестрелки один на один, как это было в других вестернах. Словом, этот фильм расширил рамки жанра и обессмертил себя.
Контестно о противостоянии людей между собой после покорения природы, ксенофобия, бандитизм, торжество одной общественной формации (белой Америки в оригинале, многообразной Америки в римейке) над другой (всегда всякий сброд, т.е. все остальные
). Также важен мотив индивидуализма - в кино каждый из главных героев чем-то отличается.
Идеально для ДНД и ролевух. Мотивчики присутствуют в серии игр Desperado.
13. Рио Браво. Вестерн.
Хронокрафт.
Сначала ошибся. Рио Браво, а не Рио Гранде (там тоже Джон Уэйн, я перепутал).
Ещё один вестерн, но уже более комичный в своей концепции. Есть три фильма - Рио Браво, Эльдорадо и Рио Лобо. Все снял Говард Хоукс. Во всем снимается Джон Уэйн. Они почти одинаковые. В город приезжает ковбой. В городке проблемы. Шериф пьёт. Либо его помощник пьёт. Либо оба пьют. Причины разные, но обычно связано с женщинами. Как это бывает в таком кино, начинаются проблемы, которые главный герой и его пьющий помощник успешно преодолевают. Когда режиссёра обвинили в самокопировании, он возразил, что ведь работает? И вообще, это его фильм. Джон Уэйн вообще шутил: "В следующий раз алкаша играю я". Если вы посмотрите все три за один присест, они точно перепутаются у вас в голове.
Контекстно - обычный вестерн, торжество индивидуального над коллективным и диким, важность личных качеств, мускулинности и чувства долга.
14. Вторжение похитителей тел.Ещё один фильм, который пережил много пересказаний. Он, как и многие на заре кино, основан на одноимённом произведении. Фильм пережил несколько реитераций из-за изменения общественного и культурного уклада в США. Использовались разные техники для "повтора" и пересказа. Изначально всё основывается на некоем растении, которое "подменяет" людей. Они становятся другими, хотя с виду те же. Похожие мотивы потом использовал Джон Карпентер в They Live. Если в 50х дело было в "маккартизме" и охоте на коммунизм (коммунизм "похищал" добропорядочных американцев), то потом это уже было исследование патриархального общества и просто фантастические мотивы того, как общество и экономика меняет всех нас.
15. Вспомнить всё. Фантастика.
Последний фильм в списке, обычно считающийся классикой боевиков, хотя фильм куда глубже, чем кажется. У него один официальный римейк с Колином Фареллом, а также похожие видеоигры Chaser (почти повторяет некоторые элементы) и Red Faction (тематика). По сюжету фильма Верховена, Куэйд живёт на Земле нормальной жизнью, пока не решается вживить себе новые воспоминания о поездке на Марс. Он выбирает ряд параметров, но во время процедуры у него начинается паническая атака, он атакует персонал и сбегает. С этого момента вся его жизнь идёт кувырком. Он оказывается на Марсе, там побеждает всех и вся, встречает Куото ("А теперь откройте мне свой разум" (с) Горчаков) и делает планету снова обитаемой. Правда, всё это выглядит в точности, как выбранная симуляция в мед. центре.
Контекстно фильм напоминает вестерн-боевик с его мотивчиками (выше), но дополнительно контекст также в том числе о том, что есть реальность и как мы её воспринимае, реальный ли наш мир - ahead of Matrix.