В общем, я бы игре поставил 4/5. В ней хватало проблем, но:
– в какой игре не бывает проблем? Я ни одной не припомню;
– ГМ на дебют потянул такую амбициозную, и по механике, и по лору игру;
– и умудрился не зафейлить её. Не оставил очевидных несостыковок в ролях (а если они были, то оперативно их исправлял), правильно обрабатывал все НД, своевременно писал газеты на уровне, достаточно плотно был на связи с игроками.
Я считаю, уже одно это достойно крепкой похвалы. Не говорю уже о собственном, оригинальном сеттинге, продумывании миллиона совсем незначительных лорно-геймплейных мелочей, ряда смелых экспериментов в ролях, которые умудрились не сломать игру.
По части замечаний и пожеланий я более-менее всё высказывал уже в разных ситуациях, поэтому часть вещей блицем. В другой раз меньше волноваться и поддаваться эмоциям (впрочем,
рад, что Дрюша таки ни разу не поддался настолько, чтобы пойти на сильные геймплейные меры – плавали, знаем, как это бывает), уверенней вести свою линию и максимально подготовиться к игре заранее так, чтобы минимум работы приходилось совершать в процессе. Сейчас уже есть опыт, представляешь, как организовать свою работу.
Улики – сделать выводы. Посмотреть ещё с 5-10 игр как сделаны улики там (я бы посоветовал игры Jubei, RK, shiori – емнип они умели делать правильные хинты), попрактиковаться просто на случайных примерах и попросить посоветоваться с кем-нибудь разбирающимся. Возможно заранее раздавать игрокам маски, за масками изначально закрепить роли и заранее придумать на эти маски хинты. Ну или просить людей заполнять профили определённым образом
Но улики – всегда самая спорная часть игры и идеальных улик не будет никогда. Так что слишком заморачиваться тоже не стоит.
Лично мне больше всего не хватало оформления и корректуры в игре
Ну, я перфекционист, мне можно. В конце каждого дня список выживших и выбывших игроков и игровых периодов, мб ссылки на старт и дни/ночи в подписи, сквозное форматирование текста, вычитка на ошибки. По стилистике напишу лично. Возможно я бы реструктурировал газету в следующий раз, чтобы она выглядела более читаемо. Самая большая претензия здесь – на мой взгляд, не очень удачные формулировки в ролях и пояснениях. Какая-то информация и там и там дублировалась, порой по несколько раз, какая-то вовсе не была упомянута и по ходу игры возникали десятки вопросов, а как работает то или это. Некоторые формулировки просто недостаточно чёткие и/или избыточные. Отчасти ответственность за это я беру на себя, т.к. вычитывал черновик правил ещё месяцы назад, а перед самой игрой не успел вникнуть достаточно. При желании я могу конкретно, прямо по пунктам показать, что я имею в виду.
Лор. Удивительно, но лор прекрасно лёг на игру, будто под неё и писался. Что не понравилось – многие моменты не были ясны «в вакууме» и постоянно приходилось доставать ГМа, чтобы он пояснил то или это, а то и вовсе лезть на сторонние ресурсы и механически искать там нужную информацию. Это очень неудобно, плюс игра очтасти превращается в «кто первый догадается, где какой ценной инфы ему не хватает». Я вижу здесь два варианта. Первый – сделать так, чтобы понимание механики вообще не требовало никаких trivia по лору (либо сделать так, чтобы они вообще не пересекались, или давать все нужные пояснения на месте). Второй – заранее составить файл со всей-всей-всей необходимой лорной информацией, на которую будешь ссылаться в газетах. Детали внешности и биографии участников, описание действия способностей (особенно магических и других, которые неочевидны сами по себе), какие-то факты об основных действующих фракциях. Стараться сделать это максимально сжато, чтобы чтение стостраничной энциклопедии (или романа) не входило в правила игры – но если будет 5-10 всеобъемлющих и очень понятных страниц «библии», то это могло бы стать крутой фишкой игры.
Кроме того, в lore-lite (да и rules-lite) играх есть своя прелесть, поверь мне
ИМХО образцовые в этом отношении игры Джубея, по «Мушкетёрам», например. Всё минималистично, но чётко, ясно и не побоюсь сказать изящно, всё есть, ничего лишнего. У щиори хорошие игры по Diablo – но там тоже порой лор приходилось подтягивать (благо по дябле есть викия).
Роли.
Про мафию всё сказали: нет силовых, много чеков. Ещё есть жалобы на защиты и фиксированную очерёдность киллов, но как идея мне это понравилось. Чем меньше мафов остаётся, тем сильнее их действия, это прикольно и даёт контрбаланс в случае – как в нашем – ранней смерти игроков. (Может, защиту-две снять и можно. Всё равно Смерть и Тайлен практически игнорят их, а кроме них остаётся пара маньяков как угроза). Я бы только перераспределил НД между ролями. Самый крутой чекер однозначно должен быть с защитой. Два мощнейших НД на выбор – ультра чек и голосовалка – при трёх практически спунящих по ночам мафов – перебор. (У Форджа уникального НД нет, два других чека исключают друг друга, причём оба очень малоэффективные: поиск по 2/11 ролям и ноль эффектов). Да ещё одновременное совершение чеков заблокировано. Я бы сделал так:
– подставляла без защит, убивает первым. Такое пушечное мясо на передовой, пошуметь и умереть.
– Карендаль ищет всех нейтралов на да/нет, либо на выбор ман/мститель или смерть/инсидий, с результатом конкретная роль.
– Каллид манипулирует голосом (как и подобает Дону) или блочит (мб оба НД на выбор).
– чекер с защитой в конце списка убийц.
По-моему, было бы норм.
Мафроли по-моему на твёрдую 3. Баланс сильно завален, но мне понравились некоторые находки.
Нейтралов я бы лучше сбалансировал, т.к. Ъ-нейтралами были всего двое из них, а двое были протаунами, причём один на 100%, другой – в значительной мере. Смерть мог бы быть Ъ-нейтралом с какими-то чисто своими целями, вроде набить пару фрагов и пару параличей. Яд должен был действовать быстрее. Инсидию до нахождения Каллида играть крайне уныло, с неудачных чеков хоть что-нибудь обламывалось бы.
В целом в игре действительно было многовато убийств и защит/бессмертий/хилов. Наша игра так быстро закончилась чисто по удаче (ВСЕ ночные покушения были в беззащитных!! при 7/16 беззащитных персонажей в игре!!) + из-за двойных повесов, которые мне очень не понравились =) Не знаю, почему не оставить в игре хотя бы опцию ННВ, чтобы разные фракции могли гибче подходить к голосованию. Плюс лишний повод всем перегрызться!
Мирные роли в целом все понравились, разве что по совокупности получились слишком запутанные и слишком знакомые между собой. Если бы ещё Тайлен Шаня 007 Ватсон познакомились, то это 4(!) мирных в тиме, не меньше мафов, с тремя чеками, защитой и потенциальным суперубийцей. А ещё чеки на лечение дают инфу. Такого допускать нельзя, либо как-то ослаблять их общение. Допустим, только через ГМа не больше 5 реплик от каждой стороны за игровые сутки. И/или через ГМа не сообщая имена игроков. Но, повторюсь, каждая отдельная роль по-моему хорошо была сбалансирована. Пара Шаня-Тайлен очень изобретательная и милая. Фишка с губернатором меня сильно смущала до старта, но по итогу сыграла очень хорошо, пляски вокруг губера стали одной из самых ламповых частей игры.
Надеюсь, мой разбор был полезным/интересным
Про мафов я уже вкратце сказал. Мафчатик был супер ламповы и супер флудный, я в него слил времени и сил наверно больше, чем на игровую тему. Всё волновался, что мы утомили ГМа XD2 Напарникам большое спасибо.
Холод шикарно сыграл, нечего сказать. Игра Некра мне очень симпатична. Взвешенная, внимательная, точные вопросы по делу, весомые реплики. Не то что я как распишусь, так все игнорят половину инфы
Костяк, я бы с большим удовольствием послушал как ты к каким выводам приходил
Очень удивил настолько идейный маньяк, респект за то, что ввязался в крупную игру. Респект Гульке за неплохой старт. Каст, может, ты жулик и подлец, и губернатор из тебя так себе – но, как я уже сказал, ты в своей роли сделал одну из лучших фишечек партии. Квитка, здорово мы с тобой поругались Х) В целом у нас мнения частенько совпадали по нейтральным вопросам и мы часто приходили к взаимопониманию даже во время батлов, это приятно. Медаль Еноту за лучшие мемесы и Бинго за непробиваемую мирность XD Мессор, ты раскачал игру олрайт, хоть я почти ничё не понимал из ваших с Серпом разборок
Надеюсь, ты всё же поймал какое-то количество фана от процесса. Я – точно словил, «заболел» игрой как пять (оказывается) лет назад заболевал. Самое главное правило – словить фан – я выполнил максимально.
О, как раз сотый пост, красивая цифра. Каллиду пора на покой.
Пис!